Народные сербские орнаменты и узоры

15 комментариев

Сербские орнаменты и узоры вышивка

Начав с орнаментов пиротских ковров, сегодня расширим тему и постараемся почувствовать «пульс» народных сербских орнаментов и узоров.

  • Одежда царей и митрополитов — это отдельная тема, сегодня мы говорим о том, что поближе к земле — о народном.

Наверное, главное назначение любого узора или орнамента — улучшить жизнь, добавить в окружающую действительность что-то такое, от чего она станет приятнее для глаза, для души, для быстроты ума и рук.

Создание узора или орнамента (или покупка вещи, украшенной узором или орнаментом) — это некий энергетический импульс, личный вклад в живую мозаику мира, желание что-то в мире усовершенствовать. При этом все средства для украшения рождаются из творческой переработки окружающей реальности — а откуда же ещё? Потому, разглядывая народные орнаменты и узоры, вникая в них, размышляя об их происхождении, можно лучше воспринять культуру народа: что вдохновляет и радует людей? Каковы их чаяния? Откуда они черпают силы?

И простота, и сложность в понимании орнаментов и узоров в том, что они «работают без слов». Попробуем почувствовать их и понять. Это подборка картинок с минимальными комментариями, главное здесь — картинки. Я не претендую на какие-либо серьёзные обобщения: делюсь впечатлениями и /если есть/ сведениями и мыслями.

Славянские корни

Если говорить об одноцветной вышивке, очень многие орнаменты перекликаются с орнаментами других славянских народов. Например: Славянские орнаменты СербияЗдесь вряд ли можно сказать что-то новое. Переходя ниже по ссылке «100 рисунков» можно поискать знакомые и незнакомые сюжеты и линии. Знакомые — по вышивкам на рукавах, на рушниках и т.д. народов разных стран.

100 Рисунков учителя рисования Воислава Стевановича

В 1936 году была опубликована подборка СЕРБСКИЕ НАРОДНЫЕ УЗОРЫ (СРПСКЕ НАРОДНЕ ШАРЕ), которую подготовил учитель рисования Воислава Стеванович (Војислав Стевановић). Вот какими словами автор открыл подборку:

Наши старинные народные узоры теряются и исчезают, а их места занимают современные и чужие /чужестранные, чужеродные/ узоры, неприспособленные для нужд нашего народа. Позволить всему народному богатству пропасть без следа было бы большой потерей для культуры нашего народа.

  • 100 сербских народных орнаментов в чёрно-белых рисунках можно посмотреть тут>>

Сербские орнаменты в рисунках

Орнаменты на тканых и вышитых торбах как пример разнообразия

Сумки (сумы, торбы) были широко распространены в народе, и среди них различают чисто функциональные сумки (из кожи, грубого полотна и т.д.) и сумки, которые наряду с функциональностью как бы присоединялись к наряду, т.е. становились элементами народного костюма. К последним относятся тканые, вышитые и расшитые сумки.

Мотивы для украшения сумок сложились довольно устойчивые, на них имеет смысл обратить внимание, ведь с сумкой ходили «в люди», т.е. это важная часть культуры быта. Вот несколько образцов, заимствованных из бюллетеня Этнографического музея.

Сербские орнаменты на тканых сумках

на этих тканых сумках из Шумадии использованы для украшения геометрические «ковровые» орнаменты.
Рисунок 1: цвета — красный и чёрный,
Рисунок 2: цвета — белый, чёрный, зелёный, жёлтый, название узора — «коло».
Вот ещё сумка с геометрическим орнаментом:

Сумка с орнаментом из Сербии

И ещё одна:

Сербская сумка с орнаментом

Далее.

Сербские сумки с вышивкой

Рисунок 1: вышивка на ткани, использованы цвета: фиолетовый, синий, светло- и темно-зелёный, светло- и тёмно-красный.
Рисунок 2: выполнен в технике клечања (это одна из ткацких техник). Вытканные узоры гораздо менее натуралистические, а более стилизованные, чем вышитые.

  • Кстати, цветы и веточки в качестве узора — символ принадлежности молодой девушке, молодые женщины чаше использовали узоры с куклами и человечками — символами деторождения, плодовитости, а пожилые женщины изображали курочек, петухов, уток — домашних, дворовых обитателей. Старые женщины чаще всего не использовали узоры, выбирали простые скромные вещи.
  • На мужских сумках чаще всего изображались конники, олени, орлы, яблоки, звёзды — как символы силы, храбрости, быстроты и здоровья.

Сербские торбы с орнаментом

Рисунок 1: сумка с вытканными цветами и птицами из Срема. Рисунок 2: специальная сумка для того, чтобы носить каравай на поминки — в середине изображён крест (он вообще относится к часто встречающимся мотивам), «кудряшки»-крючки слева и справа называются «кврчица», а ромбы, поделённые пополам — известный пиротский узор «немецкие коробочки».

Орнамент Восточная Сербия

Сумки, вытканные с таким вот клетчатым орнаментом (обычно использовались белый, чёрный и красный цвета) назывались «цедило», их носили и мужчины, и женщины в Восточной Сербии.

Сербский орнамент на сумке для сватов

А с такими торбами шли свататься в окрестностях Вршца. В геометрическом узоре использовались жёлтый, красный, светло-зелёный, лиловый и вишнёвый цвета шерсти.

Геометрические орнаменты в тканых поясах — тканицах — и других элементах одежды и интерьера

Без тканицы — специального пояса с орнаментом, широкого у мужчин и более узкого у женщин, трудно предстваить себе трдиционный сербский костюм. Вот два примера пояса-тканицы.

Сербскаий пояс с орнаментом, сербская тканица

А вот музыкант-гайдаш (этот народный инструмент зовётся гаjде) в традиционной одежде с широким поясом:

Гайде, музыкант в национальном сербском костюме

Ещё тканый геометрический орнамент — на этот раз на старинной юбке:

Сербская юбка с орнаментом

Современное фабричное исполнение геометрического орнамента:

Сербский орнамент современный

А вот сербские геометрические орнаменты в вязке. Сначала — традиционные разукрашенные носки:

Вязаный сербский орнамент

Носки с сербским традиционным узором

Носки с сербским традиционным орнаментом

Три геометрических узора, вытканных на покрывалах (простирках):

Тканое покрывало из Сербии

Сербский узор на коврике-простирке

Сербский орнамент

А вот скромный изящный узорчик на рукавах:

Вязаный орнамент

Узоры на традиционной сербской одежде

Подробно рассматривать сербский народный костюм (точнее, костюмы многочисленных народностей, населяющих Сербию) мы не будем. Но нельзя не упомянуть очень важный элемент узора, который очень распространён и как бы открывает следующий большой блок нашей коллекции сербских узоров и орнаментов. Цветочки на груди, цветочки на фартучке…

Старая сербская вышивка узор

Сербский женский костюм, цветочный узор

Вышитый сербский узор

Цветочные узоры

Да, дальше пойдёт речь о цветах! Наверное, это самый распространённый в Сербии вид узоров. Те, кто бывал в Сербии летом и особенно весной — счастливчик. Цветы всегда вдохновляли женщин-рукодельниц, потому так много здесь цветов рукотворных — от наивных до роскошных. Более естественны вышитые цветы, а более стилизованы, порой почти до неузнаваемости — вытканные.

Вышитые цветы:

Вышитый узор на сербском покрывале

Вышитый сербский цветочный орнамент

Вышитый узор Сербия

Узоры старинные и современные здесь у меня смешались (этот мотив вышивала современная бабушка, а вот кто придумал его — не знаю), но то, что они народные — это точно. Вот фиалки — сейчас цветут фиалки. Вот сирень — скоро распустится сирень…

Вышитая скатерть

Узор с сиренью

Сербская вышивка цветы

Вышивка на коврике

Сербские узоры и орнаменты в быту

Сербская вышивка крестом

Вышитые иконы также украшались цветами: Старая вышитая икона Сербия И наивные вышитые портреты — тоже: Вышитый портрет из Народного музея в Заечаре Тканые стилизованные цветы:

Сербский узор стилизованные цветы

Стилизованны тканый сербский узор Тканый сербский орнамент

Огромные цветы — словно цветы-защитники 🙂 Узор цветочный на покрывале Цветы в сербском орнаменте Ну и — стилизованные розы (ђулови), известнейший узор пиротских ковров. Совсем не «розы-мимозы»…

Пиротский узор

Сербские узоры и современная одежда

На одной ярмарке («сайм» — так в Сербии называется ярмарка) я увидела очень симпатичный вариант использования традиционной сербской вышивки в современных моделях одежды. Взяла визиточку. 🙂

Одежда с сербским узором

Сербская вышивка в современной одежде

Для тех, кому интересны сербские узоры и орнаменты, включая реконструкцию старинной (и не только народной) вышивки, ткацких изделий и других плодов творческого труда, хочу порекомендовать профессиональную группу реставраторов в Фейсбуке >>

Вот, например, фотография из этой группы. Красота:

Сербский узор в вышивке

А пока поделюсь своими ощущениями от знакомства с народными сербскими орнаментами и узорами.

1. На первый взгляд, когда я был ещё «совсем посторонним», они не вызывали симпатии и даже иногда пугали — грубоватой силой, крюкообразными элеменами, острыми углами. Сейчас мне кажется, что как раз эти особенности выполняют функцию защиты. А защищаться приходилось много, и надо было не позволять силе угасать — отсюда сильные крупные узоры и остроугольные энергетичные конструкции. При этом защитником становилось всё, встреченное на пути: красная роза, жаба и ящерица, островерхие горы, колючий куст…

2. Желание разукрасить всё цветами — знак сопричастности природе, знак того, что вся красота — оттуда, из изобильного источника, и всегда можно «переписать» цветок или веточку себе, и каждый цветочный узор будет приносить радость и напоминать о том, что каждый год всё расцветает заново…

3. Массивность, тяжесть многих народных сербских узоров — она очень заземляет, в хорошем смысле слова. Люди жили от земли, постоянно были в земных заботах — и это наполняет изделия сербских мастериц спокойной энергией, которая с первого взгляда может показаться грубой, а потом умиротворяет, позволяет ещё крепче стоять на ногах и увереннее глядеть вокруг.

Если родятся ещё мысли — я допишу, и мне очень интересно ваше мнение. Конечно, я показала часть узоров небольшую, но, пожалуй, характерную для сербского быта, для глубинки. Оно всё живёт вокруг 🙂

Если поделитесь вашими впечатлениями, буду признательна!

Возможно, вам будет интересно:

Автор: Светлана Ранджелович, сайт Ваша Сербия

Фотографии в основном мои, а также Владислава Шмидта, ну и есть что-то, когда-то сохранённое из интернета (материал для статьи собираю не первый год 🙂 ).

Сохранить

15 комментариев (+Ваш отзыв?)

  1. георгий

    С Великим праздником Воскресения Господня! Христос Воскресе!!!

    В этот день я хочу пожелать
    Добрых дел и поступков прекрасных,
    Каждый день лишь с улыбкой встречать,
    Больше праздников солнечно-ясных!
    Пусть удача идет впереди,
    Дарит мир, только яркие краски,
    Пусть ничто не стоит на пути
    В светлый праздник божественной Пасхи!

    Уважающий Вас, Георгий.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Благодарю Вас, Георгий! Очень приятно. И мы Вас поздравляем со Светлым Воскресением!

      Ответить

  2. Светлана Ранджелович

    Благодарю Вас за такой яркий посыл, Георгий. Как раз расцветает потихоньку сирень. Скоро вокруг будет красота и благоухание. 🙂

    Ответить

  3. георгий

    Многоуважаемая Светлана, доброго Вам времени суток! Вновь просматривая сделанные Вами фотографии, отражающие прекрасные образы прикладного искусства сербов в килимах, скатертях, торбах и других предметах, украшающих одежду братьев славян и их среду обитания, обратил внимание на чудесное изображение цветов сирени на скатерти, покрывающей стол полный явств. Все отошло на второй план кроме сирени, напомнившей ряд стихотворений русских поэтов посвятивших свои творения этим чудным цветкам весны.
    О сирени писали Пастернак и Гумилев, Тэффи и Цветаева.
    А Игорь Северянин, так тот даже прослыл певцом сирени.
    И вот почему, читаем:
    Сирень
    Из букета целого сиреней
    Мне досталась лишь одна сирень,
    И всю ночь я думал об Елене,
    А потом томился целый день.
    ***
    Всё казалось мне, что в белой пене
    Исчезает милая земля,
    Расцветают влажные сирени,
    За кормой большого корабля.
    ***
    И за огненными небесами
    Обо мне задумалась она,
    Девушка с газельими глазами
    Моего любимейшего сна.
    ***
    Сердце прыгало, как детский мячик,
    Я, как брату, верил кораблю,
    Оттого, что мне нельзя иначе,
    Оттого, что я ее люблю.

    Николай Гумилев

    Фиолетовое озерко

    Игорь Северянин

    Далеко, далеко, далеко
    Есть сиреневое озерко
    Где на суше и даже в воде —
    Ах везде! ах, везде! ах везде! —
    Льют цветы благодатную лень,
    И названье цветам тем — Сирень.

    В фиолетовом том озерке —
    Вдалеке! вдалеке! вдалеке! —
    Много нимф, нереид, и сирен,
    И русалок, поющих рефрен
    Про сиренево-белую кровь,
    И названье тем песням — Любовь.

    В той дали, в той дали, в той дали , —
    Где вы быть никогда не могли, —
    На сиреневом том озерке, —
    От земли и небес вдалеке, —
    Проживает бесполая та —
    Ах, не истинная ли мечта? —

    Кто для страсти бесстрастна, как лёд…
    И полёт, мой полёт, мой полёт —
    К неизведанному уголку,
    К фиолетовому озерку,
    В ту страну, где сирени сплелись,
    И названье стране той — Фелисс!
    Игорь Северянин
    Далеко, далеко, далеко
    Есть сиреневое озерко
    Где на суше и даже в воде —
    Ах везде! ах, везде! ах везде! —
    Льют цветы благодатную лень,
    И названье цветам тем — Сирень.

    В фиолетовом том озерке —
    Вдалеке! вдалеке! вдалеке! —
    Много нимф, нереид, и сирен,
    И русалок, поющих рефрен
    Про сиренево-белую кровь,
    И названье тем песням — Любовь.

    В той дали, в той дали, в той дали , —
    Где вы быть никогда не могли, —
    На сиреневом том озерке, —
    От земли и небес вдалеке, —
    Проживает бесполая та —
    Ах, не истинная ли мечта? —

    Кто для страсти бесстрастна, как лёд…
    И полёт, мой полёт, мой полёт —
    К неизведанному уголку,
    К фиолетовому озерку,
    В ту страну, где сирени сплелись,
    И названье стране той — Фелисс!

    1923

    Гатчинский весенний день

    О милый тихий городок,

    Мой старый, верный друг.

    Я изменить тебе не мог

    И, убежав от всех тревог,

    В тебя въезжаю вдруг!

    Ах, не в тебе ль цвела сирень,

    Сирень весны моей!

    Игорь Северянин

    Мороженное из сирени!

    Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
    Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
    Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений…
    Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе! Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…
    Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
    Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
    На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ! Сирень — сладострастья эмблема.
    В лилово-изнеженном крене
    Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок… Мороженое из сирени!
    Мороженое из сирени! Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-Богу, похвалишь, дружок!
    И. Северянин

    ТЫ НЕ ШЛА…
    Карменсите
    Целый день хохотала сирень Фиолетово-розовым хохотом.
    Солнце жалило высохший день.
    Ты не шла (Может быть, этот вздох о том?) Ты не шла. Хохотала сирень, Удушая пылающим хохотом…
    Вдалеке у слепых деревень
    Пробежал паровоз тяжким грохотом.
    Зло-презло хохотала сирень, Убивая мечты острым хохотом.
    Да. А ты все не шла — целый день. А я ждал (Может быть, этот вздох о том?..) До луны хохотала сирень Беспощадно осмысленным хохотом… Ты не шла.
    В парке влажная тень.
    Сердце ждет. Сердце бесится грохотом. — Отхохочет ли эта сирень? Иль увянет, сожженная хохотом?!
    И. Северянин
    Если читатели Вашего сайта, Светлана, начнут, под воздействием того прекрасного с чем Вы нас знакомите, так же вдохновенно писать , стихотворения или эссе или рассказы, то Вы считайте стали для всех нас и учителем и просветителем разных видов культур, и устной и материальной, но во всех случаях прекрасной, так имеют глубокие исторические корни славянской народной культуры.
    Русским поэтам это удалось.
    С наилучшими пожеланиями успехов в Вашем благородном и богоугодном труде, Георгий.

    Ответить

  4. Светлана Ранджелович

    Уважаемый Георгий, большое спасибо вам за содержательный, очень интересный для меня комментарий и за вашу поддержку, которую постоянно ощущаю! Год экологии? Для меня это понятие становится всё более живым. По поводу экологии культуры — надо углубиться, здесь точно бьётся пульс. 🙂

    Ответить

    • георгий

      Многоуважаемая Светлана, доброго Вам времени суток! Рад, что смог довести существующие понятия от содержания которых, как Вы правильно пишите, становится все более живым и точно бьется пульс. Постарайтесь найти и прочесть прощальный дар Д.С. Лихачева всему народу России книгу «Русская культура». Д.С.Лихачев приглашает нас к раздумью на вечные темы, они — в названиях глав книги: «Экология культуры», «Провинция и великие «малые» города», «Краеведение как наука и как деятельность», «Культура и совесть», «О природе для нас и о нас для природы». У Д.С.Лихачева есть и другая книга «Письма о добром и прекрасном», где он в письме сорок первом «Память культуры» отвечает на вопрос: В чём различие между экологией природы и экологией культуры?
      « До известных пределов утраты в природе восстановимы… Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя».
      Таким образом, так любимые Вами и многими, сербские орнаменты тоже есть памятники культуры и прочитав данное письмо Д.С.Лихачева, естественен и вопрос: кто и как будет восстанавливать и хранить этот памятник культуры? Ведь нам его,памятник, донесли сохраненным наши предки славяне и мудро поступили, стараясь передать память о культуре служившей многие века до нас, и еще служащей нам, напоминая, а порой крича, что «…он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя». Если он исчезнет, то в «лучшем случае» наступит, если использовать название одной из повестей Джека Лондона, «Белое безмолвие», а в худшем, библейское изречение — «Тьма египетская». Все что создано Творцом имеет право и быть и жить и далее существовать, так как создано Им, а мы только пользуемся, как и созданные до нас и пчелки и бабочки другие существа, только в отличии от нас, они берегут созданное, в том числе и для нас. Без этого понимания поддержания гармонии взаимодействия природы и человека, или иначе, экологии природы и экологии культуры, может наступить апокалипсис, проще прекращение существования жизни. И кто тогда произнесет знаменитые слова Тиля Уленшпигеля: «Пепел Клааса стучит в мое сердце!», так как будут отсутствовать и Тиль и Клаас. Завершая, с оптимизмом, восклицаю: «Да здравствует жизнь!» Желаю Вам многая и счастливая лета, Георгий.

      Ответить

      • Светлана Ранджелович

        Благодарю Вас, Георгий, смысл Вашего комментария очень согласуется с тем, о чём я думаю. С упомянутыми трудами академика Д.С. Лихачёва планирую познакомиться или освежить в памяти то, что прочитано. Благодарю Вас!

        Ответить

  5. георгий

    Многоуважаемая Светлана, доброго Вам времени суток! Сегодня у нас с утра появилось солнышко, которое будет, очевидно, разогревать наши души и тела после завершившейся зимы, пусть и хорошей, однако холодной и длительной. Символично, что с солнышком, поднявшимся из-за горизонта, пришло и Ваше солнечное письмо со столь красочными материалами о сербских орнаментах и узорах, так любимых Вами. Благодарю за доставленную радость соприкосновения с богатой частью прекрасной народной культуры Сербии, ее красочностью, глубоким смысловым содержанием и практичностью при использовании в быту и на празднествах; возможностью передачи и сбережения, как части культурного наследия славянских народов. Отраженные на блоге материалы приводят ко многим размышлениям о сходстве образов природы, обрядов и технологий прикладного творчества и их различиях при использовании видео и фото изображений, рисунков и графики, и, что особенно важно, ткачества и вышивки. Склонен думать, что мы утрачиваем ныне умение видеть окружающий мир единым, передать это единство через присущую окружающему нас миру символичность. Поэтому, так нам трудно раскрыть содержание и значение изображений на килимах, вышивок на одеждах и других предметах быта. Вы правильно отмечаете эту ныне для нас загадочность, повествуя об орнаментах пиротских ковров и приводя в пример мнения авторов Бюллетеня Этнографического музея Белграда и учителя рисования Воислава Стевановича. 2017 год в России объявлен Годом экологии, что знаменательно, однако в прошедшем столетии знаменитый российский ученый Д. С. Лихачев обосновал и ввел в научную и образовательную практики, понятие — Экология культуры, что дало возможность в ряде высших учебных заведениях изучать студентам учебную дисциплину с данным названием. Действительно, охраняя природу мы сберегаем и культуру создаваемую человеком и охраняя культурные ценности мы напоминаем себе же, что они через образы, знаки и символы пришли из окружающего нас мира в котором мы живем, видя в этом и взаимосвязь и взаимозависимость, и их единство. Вы начали большое дело по возрождению забытого или утраченного, а главное побуждению, читающих материалы Вашего блога, к сохранению, а порой и спасению, самого человека, через культуру. Честь и хвала Вам! Ангел Хранитель, да пребудет с Вами! С признательностью к Вам и трудам Вашим, Георгий.

    Ответить

  6. Валерий ТРГ

    Спасибо, очень интересно.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Очень рада, Валерий, что вам интересно. Спасибо за отклик.

      Ответить

  7. Наталия

    Спасибо Вам за то,что с такой любовью рассказываете о Сербии. Я только начинаю знакомиться с этой красивой страной и её гордым народом.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Спасибо большое за отклик, Наталия. Как могу — стараюсь. 🙂 Доброго вам знакомства!

      Ответить

  8. Екатерина

    C огромным интересом прочла. Спасибо!

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Екатерина, очень рада! Пожалуйста! 🙂

      Ответить

Ваш отзыв