Древний римский город Феликс Ромулиана, часть 1

13 комментариев

Когда-то Римская империя была столь велика, что развалины древних римских городов и сооружений можно обнаружить в землях, географически очень далёких от Рима. Есть они и на территории нынешней Сербии.

Felix Romuliana

Как раз в 12 км от Заечара, города, где мы живём, находится исторический памятник, охраняемый ЮНЕСКО. Это руины древнего римского города Феликс Ромулиана (Felix Romuliana), которые частично находятся под землёй, частично доступны для учёных и посетителей.

Феликс Ромулиана — именно здесь похоронен последний римский император, который считался богом… Об этом и рассказ.

Феликс Ромулиана — «царский город» — это императорская резиденция, построенная на территории Римской империи в конце III — начале IV века нашей эры. Инициатором строительства был один из членов тетрархии правителей, Гай Галерий Валерий Максимиан.

В наши дни доступны обзору и исследованию лишь крепостные стены, остатки оборонительных крепостей, въездные арки, фундаменты и мозаичные напольные покрытия дворцов и храмов, часть колонн, барельефов и памятников, остатки гидротехнических сооружений этого когда-то поистине великолепного творения архитектуры. Между тем большинство здешних археологических находок внесли поистине бесценную лепту в мировую историческую науку.

Феликс Ромулиана (Felix Romuliana) подъезд к воротам

Феликс Ромулиана

Felix Romuliana kapija

Феликс Ромулиана башня

Часовой великой истории

Так сложилось, что «царский город», который так хорошо сокрыт от посторонних глаз, что его стены становятся видны лишь на самом последнем участке пути, оказался в точке пересечения целого ряда очень важных событий и исторических тенденций. Это значит, что, шаг за шагом разбираясь в фактах и свидетельствах Феликс Ромулианы, можно буквально «оживить» историю. Именно этим и вызван огромный интерес к памятнику со стороны ученых кругов и организаций, связанных с охраной культурного наследия.

Местонахождение Феликс Ромулианы — местечко Гамзиград, в 12 километрах от города Заечар в Сербии.

Феликс Ромулиана (Feliks Romuliana) на карте

Тетрархия римских императоров

Итак, комплекс Феликс Ромулана был построен на рубеже III — IV веков нашей эры (сейчас это время называют поздней античностью или поздней Римской империей) по велению одного из тетрархов Священной Римской империи, Гая Галерия Валерия Максимиана.

Что же такое тетрархия?

«Правление четырех» (тетрархия) было введено императором Диоклетианом в связи с тем, что в Римской империи стал все более и более отчетливо размываться принцип наследования власти, что вело к злоупотреблениям и ослабляло государственную мощь. Императорский трон перестал быть решающей инстанцией. Разумеется, это создавало неудобства и перестало устраивать правителей, в частности, Диоклетиана, который стал императором в 284 году нашей эры, будучи выдвинут из среды военных.

К тому времени территория Римской империи была огромной. Наглядно ее легче всего представить себе в виде толстого лакомого куска суши, со всех сторон окружающего Средиземное море и включающего земли по диагонали от Британии до Египта.

Для удобства управления и усиления границ империя была разделена Диоклетианом на 4 области (префектуры), каждую из которых возглавлял свой император. Это не был распад на 4 государства, это было разделение территории на зоны влияния. С этого момента Рим лишь номинально считался столицей Священной Римской империи.

Власть распределялась так:

Диоклетиан руководил Восточной областью (северо-запад Малой Азии, столица Никомедия (совр. Измир)),
Галерий руководил областью Иллирия (Балканы, западная часть Малой Азии, столица Сирмий (совр. Сербска Митровица) и/или Фессалоники),
Максимиан руководил областью Италия (территория Италии и Северного побережье Африки, столица Медиолан (совр.Милан)),
Констанций Хлор руководил областью Галлия (территория Испании, Франции, Британии, столица Августа Треверорум (совр.Трир)).

Тетрархия была организована по определенным правилам:

Два первых правителя носили наименования август (верховный правитель). Августами в первой тетрархии были Диоклетиан и Максимиан. Еще двое правителей именовались цезарями (младший соправитель). Цезарями в первой тетрархии были Галерий и Констанций Хлор. Верховные правители через 20 лет должны были снимать с себя полномочия и отходить от дел, переводя цезарей в статус августов. В помощь новым августам должны были назначаться новые цезари.

Божественное происхождение

Для того, чтобы усилить позиции императоров, особый акцент в это время делается на их божественном происхождении. Так, Диоклетиан берет себе титул Йовий (сын Юпитера), а Максимиан — Геркулий (сын Геркулеса). Все четыре правителя считаются членами одной семьи — семьи верховного бога Юпитера.

Кроме того, большое значение приобретают внутрисемейные связи. Так, Галерий, оставив свою первую жену, берет в жены Валерию, дочь Диоклетиана. Констанций женится на Феодоре, падчерице Максимиана.

Фактически все четыре правителя являются выходцами из низов. Став за военные заслуги правителями, они делают все, чтобы усилить не только свое влияние, но влияние власти в целом. Приравняв себя к богам, они всеми силами поднимают авторитет правителей и возможность эффективно управлять огромной империей.

Все это происходит на фоне распространяющегося христианства, и это придает происходящим процессам еще одно измерение.

Обретение Феликс Ромулианы

Историия обретения Феликс Ромулианы такова.

Местечко Гамзиград (территория нынешней Сербии) считалось таинственным «белым пятном истоиии», в котором сокрыто одно из красивейших сооружений времен римской империи. Многие относились к этому чисто утилитарно и пытались раскопать древнее золото.

В 1860-1864 годах Феликс Каниц на основе глубочайших исследований создал чертежи и рисунки, на основе которых предполагал найти одну их красивейших построек имперского Рима. Но вскоре страсти улеглись, и вплоть до середины XX века ученые придерживались гипотезы, что в этом месте находился не более чем хорошо укрепленный военный лагерь (каструм).

Феликс Каниц - рисунок, Гамзиград

И лишь систематические археологические исследования, которые начались с 1953 года, дали возможность утвердиться в в том, что в этом месте расположены развалины одного из великолепнейших в Европе сооружений времен римской империи.

Ключевым моментом в исследованиях стал 1984 год, который позволил разрешить главную загадку археологического объекта. В юго-западной части, в одном из зданий с мозаичными полами и расписными стенами был найден архивольт (часть внешнего украшения арки) из туфа, на котором было высечено: FELIX ROMULIANA. Эта надпись позволила наконец с уверенностью отнести исследуемый объект к категории римской дворцовой архитектуры ( к которой относится, например, дворец Диоклетиана в Сплите). Наконец наряду с письменными источниками красноречиво заговорили археологические находки.

Arhivolt

Божественное происхождение

Гай Галерий Валерий Максимиан задумал строительство Фелис Ромулианы не только для того, чтобы провести там остаток жизни на заслуженном отдыхе, но и как своего рода идеологический акт. Да, это было место неподалеку от его родины, и оно должно было стать последним приютом не только для Галерия, но и для его матери Ромулианы.

Название резиденции состоит из двух слов. Этимология в первом приближении такова: Ромулиана — имя матери Галерия. Феликс — это то слово, которое используется исключительно по отношению к богам и имеет указание на славу, процветание и плодородие, но в первую очередь — на святость.

Именно слово «Феликс» позволяет сделать вывод о том, что речь идет не о доме, дворце или вилле Ромулианы, а о некоем сакральном месте.

Все рельефные декоративные элементы отражают качество святости, которое несет название архитектурного комплекса. Листья плюща, лавровые венки, павлины являются символами бессмертия, и цель их состоит в одном — увековечить имя харизматичного правителя и его матери, подчеркнуть их над-человеческие качества.

Надо ли говорить, что это строительство было частью политической, идеологической и религиозной программы Галерия.

Уникальность Феликс Ромулианы состоит в том, что исторически это место оказалось последним в мире, где римские императоры почитались как боги. И ключевым актом этого почитания было посмертное символическое кремирование императора Галерия, сжигание восковой фигуры и выпускание в небо орла, который олицетворял его переход в мир богов.

Перед большим храмом в 1989 году были найдены остатки колоссальной мраморной фигуры Юпитера с орлом в руке. Скорее всего, когда-то она помещалась внутри храма и была центром всего сооружения.

Голова Юпитера - Феликс Ромулиана, Сербия

Кроме того, дальнейшие находки (включая «порфирную голову» с лавровым венцом статуи самого Галерия) показали, что здесь же был воплощен в камне и мраморе огромный комплекс, который в виде мифологических символов и аллюзий обосновывал божественное происхождение и изображал во всех героических и полных таинственного смысла подробностях жизненный путь императора-бога.

Голова Галерия - Феликс Ромулиана, Сербия

Поскольку Диоклетиан провозгласил себя представителем Юпитера на земле, то, приняв возложенный на него титул цезаря, Галерий тем самым вступал в семью Юпитера, становился сыном верховного бога. Тем самым статуя Юпитера была не просто изображением бога, но изображением родоначальника правителей-членов тетрархии.

Изображения тетрархов

Рельефные медальоны, украшавшие пилястры «младшей» оборонительной стены (которая существовала наряду со «старшей», внешней) как раз в районе центральных, восточных ворот очень содержательны (на фото слева).

тетрархия римских императоров

Они сгруппированы так, чтобы показать иерархию внутри «семьи» Юпитера. В каждом из медальонов изображена пара правителей, причем место слева считается более почетным, чем справа. В медальоне в основании хоругви обе личности одеты в простую тогу и мантию, в то время как личности в центральном и верхнем медальоне имеют мантию, которая закрепляется на плече драгоценной пряжкой.

Тетрархия, первая пара правителей (Феликс Ромулиана в Сербии)

Тетрархия, вторая пара правителей (Felix Romuliana)

Можно с уверенностью сказать, что на медальонах в основании хоругви изображены августы, которые в 305 году оставили престол: слева Диоклетиан, справа — Максимиан Геркулий. В остальных двух медальонах изображены действующие августы и цезари: Галерий слева и Максимин Дайя справа, а также Констанций Хлор слева и Север справа. Такая структура позволяет установить точную дату создания изображений — 306 или 307 год.

В композиции ясно прослеживается идея, на которой зиждется тетрархия — беспрекословная согласованность и близость между правителями, сходство их ликов и судеб и постепенный подъем каждого из них по «семейной» иерархической лестнице от цезаря через августа до старшего августа и бога.

Дети бога и человека

Кроме изображения членов тетрархии на портале главых ворот древнего римского города изображены сцены из загробной жизни как своеобразный апофеоз, вершина жизненного пути. Так на архивольтах, консолях, пилястрах и плитах парапета изображены виноградная лоза и плющ, ветви лавра и ореха, гроздья винных ягод и павлины. В мозаике и скульптурах часто повторяются сюжеты из жизни Диониса, Геркулеса и Асклепия.

арка, Ftlix Romuliana

Выбор именно этих богов неслучаен, так как каждый из них происходит от союза смертного человека с божеством (Дионис и Геркулес — дети Зевса и смертной женщины, Асклепий — сын Аполлона и смертной женщины). Каждый из них выполнил трудные задачи на пути спасения человечества, после чего был обожествлен.Чаще всех встречаются изображения бога Диониса, и на то есть несколько причин.

Дионис (мозаика, древний римский город Феликс Ромулиана)

Свою великую победу в 297 году над персидским царем Нарсеем Галерий уподоблял победоносному походу Диониса в Индию. Многочисленные сюжеты с Дионисом присутствуют и в ансамбле Солунского дворца Галерия. Они показывают, что именно Дионис был своеобразной моделью для создания Галерием мифа о самом себе. Отношение к матери, Ромулиане, также, возможно строилось с оглядкой на то, что Дионис свою мать, Семелу, которая происходила из смертных, окружил почтением, возвеличил и добился принятия ее в пантеон богов.

Продолжение — Древний римский город Феликс Ромулиана, часть 2 >>

Автор: Светлана Ранджелович

Сохранить

13 комментариев (+Ваш отзыв?)

  1. Константин

    Добрый день! Очень интересный рассказ, спасибо. Подскажите, дорого ли из Заечара доехать до Феликс Ромулианы. Билеты чтобы побродить, можно ли купить там на месте или можно так просто там все посмотреть.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Константин, там можно купить билет (примерно 3 евро) и бродить сколько угодно. Автобусного сообщения там нет: ходят только экскурсионные автобусы, ну и машиной можно добраться. Если что — связывайтесь с нами.

      Ответить

  2. Ольга

    Ох, как мне бы там понравилось!:)

    Ответить

  3. Александр

    Светлана,здравствуйте!

    Очень интересная статья,несколько раз перечитывал.
    Вы проделали такую большую работу по систематизации и изложению материала,что это вызывает восторг и другие положительные эмоции.
    Вы талант!!!
    Желаю Вам дальнейших успехов,а нам,читателя вновь получить наслаждение от прочитанного.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Александр, спасибо вам большое. Надо же, даже перечитали… Да, материала много поднимала, и на русском, и на сербском, хотелось максимально разобраться. Спасибо вам за внимание. 🙂

      Ответить

  4. Ольга

    Очень интересно и фотографии дух захватывают! История — удивительная штука, если ее оживить, у тебя прекрасно получается.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Оля, спасибо, но, как говорил наш математик в школе, надо «лучше, лучше, лучше!» 🙂

      Ответить

  5. Светлана Ранджелович

    Надежда, спасибо. Изучу эти вопросы, ясный путь вы указали :). Вот мне прямо этого не хватало — своего чёткого решения и стрелочки «туда» 🙂 . Спасибо за подсказки, и вам — успехов!!!

    Ответить

  6. Светлана Ранджелович

    Спасибо, Надежда, тема обновления у меня «болит». Но цель я поставила, и буквально с позавчерашнего дня решение о том, что этот блог у меня в фокусе внимания — принято. Обновление для меня еще тем более важно, что материалы растаскивают, уже много скопировали. Хотя бы имя автора ставят (те, кого я обнаружила).

    Ответить

    • Надежда Хачатурова

      А что же не растаскивать такие материалы? В гугл+ у Вас авторство оформлено? И блогу сколько? Извините, что спрашиваю. В Яндексе с года можно заявлять о новом контенте. Представляю, как голова должна болеть, если на статью вовсю идут, пусть по подписке, а в поисках ее еще нет.

      Ответить

  7. Надежда Хачатурова

    Света, то, что Вами проделан огромный труд, это видно и невооруженным взглядом. В моей голове такое даже не укладывается, поэтому и слов не нашла, чтобы выразить восторг. Зато мой склад ума позволил обратить внимание на то, что эта ценнейшая информация не очень на виду в Интернете. На момент, когда я читала, статья не была проиндексирована даже Гуглом, не говоря уже о тугодуме Яшке. Никак у Вас не получится почаще обновляться? Жалко, что все происходит в поисковиках медленно. Такой блог!

    Ответить

  8. Надежда Хачатурова

    Светлана, большое спасибо за такой потрясающе познавательный интересный материал!

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Надежда, ваша оценка для меня очень много значит, спасибо. Да, я сейчас рада очень, что собрала материал отовсюду в одно место — из ряда экскурсий, из сербских и русских источников. Осознала в процессе, насколько всё это значимо и интересно. Вообще исторические данные у меня в голове обычно не приживаются (не знаю почему, но три дня интереса и восхищения и — почти полное забвение). Поэтому сейчас я очень рада, что есть что рассказать, когда к нам приезжают гости, и не надо мучительно вспоминать — всё есть. 🙂

      Ответить

Ваш отзыв