Древний римский город Феликс Ромулиана (Felix Romuliana), часть 2

3 комментария

Felix Romuliana maket

Макет увеличивается по клику

В второй части статьи (ссылка на первую часть) мы очень коротко коснёмся архитектуры, расскажем о курганах и мавзолеях и, в заключение, — о жизни и смерти создателя Felix Romuliana — Гая Галерия.

Об архитектурных особенностях Felix Romuliana

Об архитектуре подробно мы говорить не будем, коснёмся лишь некоторых особенностей.

Древний Римский город Felix Romuliana

Felix Romuliana архитектурные детали

архитектурные детали

Перед нами яркий образец традиционной архитектуры Римской империи. Отличительной особенностью этого ансамбля является сочетание церемониальных и мемориальных элементов — это и соответствует цели её создания, о которой мы говорили ранее.

Концепция Феликс Ромулианы подразумевает бинарность, и это очень хорошо прослеживается в процессе анализа архитектурного ансамбля.

Felix_Romuliana_shema

Felix_Romuliana_shema Схема увеличивается по клику

Для обеспечения безопасности было построено две линии укрепления — «младшая», которая включала 20 сторожевых башен, и «старшая».

felix Romuliana сторожевые башни

Территория комплекса отчетливо раздяется на две части.

Торжественный въезд осуществлялся через двойную арку. Аналогичными арками оформлялся и второй вход, расположенный прямо напротив основного.

Слева от центрального входа располагался вход «обычный». Через него посетитель попадал на ту половину комплекса, в котором ему было положено подготовиться для встречи с правителем или иными высокими инстанциями.

Феликс Ромулиана древние стены

Развалины древнего римского города

Два главных объекта, по отношении к которым все остальные являются соподчиненными — это два богато украшенных храма, большой и малый, с жертвенниками для жертвенных животных.

храмы Felix Romuliana

Кроме того, на территории комплекса найдены остатки дворцов с галереями, фонтаном, многочисленными колоннами и мраморным полом с элементами мозаики, бани с системой водопровода (с использованием оловянных труб), канализации и подогревающимися полами, колодцы и множество других построек. Территория комплекса занимает 6,5 га. Раскопки и исследования постоянно продолжаются, здесь работают специалисты из разных стран.

колонны Феликс Ромулиана

древние развалины

В 2007 году объект был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО по двум критериям, III и IV:

III. Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
IV. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

Скорее всего, масштабное строительство и использование таких колоссальных деталей, как колонны из египетского мрамора, было возможно за счет того, что со стороны центрального входа существовал водный путь — река, которая через Тимок и Дунай вела к Черному морю. Сейчас, спустя 17 веков, на месте реки остался лишь небольшой поток, который, конечно же, судоходным уже не является. То, что водный баланс за это время изменился, подтверждает и тот факт, что на территории Феликс Ромулианы было найдено 3 основных колодца, в которых сохранялась вода, то есть выход на водоносные слои, вплоть до землетрясения в Румынии в 1977 году.

Курганы священной горы

С самого начала исследований было установлено, что остатки строений находятся отнюдь не только внутри крепостной стены, но и снаружи. В частности, археологи заинтересовлись постройками на горной гряде Магура, которая находится напротив восточных ворот примерно в километре от Felix Romuliana.

Кроме отличных фортификационных свойств (горная гряда позволяла контролировать окрестности и в то же время защищала от посторонних взоров) своеобразием Магуры оказалось то, что она была почитаемым с давних пор святым местом, священной горой.

Вскоре стало ясно, что Ромула и Галерий похоронены как боги именно здесь, на ее вершине.

Нельзя не отметить, что место строительства Феликс Ромулианы было выбрано не случайно. Фактически здесь имеет место природный амфитеатр, а сила и красота этого места привлекали людей издавна. Так, при раскопках в северной части площадки были найдены археологические объекты бронзового и железного века, а на горе Магура обнаружились урны с захоронениями времен начала железного века.

Путь к царскому городу проходил через седловину Магуры, и в той наивысшей точке, с которой город открывается взгляду целиком, были найдены следы монументальных ворот с четырьмя входами — тетрапилона.

Здесь располагалось своеобразное перекрестье путей. Проторенный путь с востока на запад приводил к главным Восточным воротам города-крепости Феликс Ромулиана, а с севера на юг дорога вела на вершину горы Магура, где в 90-х годах было найдено два гигантских кургана и остатки двух мавзолеев. Несмотря на сильные разрушения и обильную растительность, эти объекты всегда хорошо просматривались со стороны царских палат (где, скорее всего, и находились многочисленные зрители похоронной мистерии).

Курганы горы Магура (схема)

Курганы горы Магура, захоронение римских императоров

Таким образом, Феликс Ромулиана представляет собой сложный сакрально-мемориальный памятник, состоящий из окруженной оборонительными сооружениями площадки протяженностью 6,5 га с дворцами, храмами, памятниками и вспомогательными сооружениями, а также тетрапилона и места ритуального захоронения.

Жизнь и смерть Гая Галерия

В заключение хотелось бы перечислить исторические факты, обозначающие след, который оставил в истории император Гай Галерий Валерий Максимиан.

Будучи простолюдином (в юности — скотоводом, что и дало ему имя Галерий), он смог выдвинуться за счет своих воинских успехов и стать правителем.

Он имел непосредственное отношение к смене форм правления Священной Римской империей, т.е. к переходу с принципата на доминат. Кроме того, он стал членом первой тетрархии с ее идеей симметрии, священного равновесия и гармонии, приносимой членами божественной семьи с неба на землю, и прошел весь путь от цезаря через младшего августа к старшему августу, фактически став основной политической фигурой того времени. По уходу из жизни он был последним римским императором, почитаемым как бог.

В 297 году он одержал победу над персами во главе с царем Нарсе, и эта победа была настолько блестящей, что он снискал славу нового (другого) Ромула (Alterus Romulas) и нового Александра Великого (Alexander redivivus). Ходили слухи, что мать зачала Галерия с богом войны Марсом.

Он победоносно прошел по територии Армении и Персии, захватив столицу последней и царский гарем. Царь Персии был вынужден встать на путь переговоров, в результате которых Персия и Римская империя признали друг друга великими державами, и влияние Рима существенно расширилось. Гай Галерий принес стране огромные богатства, новые земли, дорогу в Месопотамию. Его победа увековечена в монументальных постройках, которые и сейчас можно увидеть в городе Фессалоники, где проходило великое посвященное ему празднование 303 года.

Гай Галерий умело управлял общественным мнением, и исходя из этой победы смог создать в своем лице образ правителя космического масштаба.

Есть данные о том, что именно Галерий был соавтором, а, возможно, и автором Диоклетиановых указов указов о гонениях на христиан. По крайней мере речь идет, о четвертом, самом жестоком указе, датированном 304 годом, который приговаривал к жестокой смерти всех, кто отказывался принимать участие в языческих обрядах. Скорее всего, его позиция была связана не только с тем, что он воспитывался в языческой среде, а его мать была известной фигурой в среде язычников. Эти указы были направлены искоренение всего того, что могло повлиять на возможность провозгласить себя богом, а возрастающее влияние христианства как раз и было серьезной помехой.

Среди христианских святых, пострадавших в то время, были Святой Георгий Победоносец, Святой мученик Агапий и с ним семь мучеников, Святой Севастиан, Киприан и Иустиния, Андрей Стратилат и его воины, Косма и Дамиан Аравийские, Евстратий и Евгений и многие, многие, очень многие другие.

Не может не вызвать удивления тот факт, что при всем этом его жена была христианкой.

Галерий успел подготовить все для того, чтобы отойти от дел в обстановке почитания и трепета. Очень быстро была осуществлена грандиозная постройка Феликс Ромулианы и подготовлено место для будущего ритуального захоронения. В промежутке между 303 и 305 годом там была с почестями погребена его мать.

Это место планировалось как место паломничества и являлось своеобразным духовным завещанием своим подданным. По всей видимости, Галерий и после смерти хотел продлить свое влияние на умы людей с целью укрепления Священной Римской империи.

римский всадник

Сам Галерий планировал отойти от дел по окончании 20-летнего правления в качестве августа и вел тщательную подготовку к этому событию. Но внезапно, и это было в 311 году, его поразила страшная болезнь (по предположениям — рак простаты), которая была настолько тяжела, что врачи отказывались его лечить, избегая невероятного смрада, которым она сопровождалась. Многие из тех, кто предпринимал попытки лечить императора, поплатились жизнью по причине полного бессилия перед навалившейся напастью.

Испугавшись того, что таким образом наступило возмездие за жестокость в отношении христиан, Гай Валерий сделал все, чтобы отменить указы, направленные на кровавое искоренение христианства. Несмотря на эти отчаянные действия, он вскоре скончался и был похоронен с почестями как бог, член семьи великого Юпитера.

Упадок небесного города

Упадок Феликс Ромулианы произошел так же быстро, как и взлет.

Между 311 и 313 годами институт тетрархии перестал отвечать замыслу, начались распри, большинство претендентов на место в системе управления находились в непримиримых отношениях. В 313 году тетрархии фактически не стало, хотя лишь в 324 году Константин провозгласил себя единственным августом.

Приставка Феликс в наименовании когда-то священного сооружения просто потеряла смысл, и уже совсем скоро местечко Ромулиана стало восприниматься как военный лагерь, а впоследствии — как незначительное поселение.

И только сейчас у нас появилась бесценная возможность благодаря факту существования Феликс Ромулианы (Felix Romuliana) существенно углубить восприятие истории тех времен и познать пути побед и пути амбиций, влияние политических интриг и роковых обстоятельств, эволюцию власти и власть времени — и вечную диалектику желаемого и возможного.

Автор: Светлана Ранджелович

Перейти на главную страницу

Сохранить

3 комментария (+Ваш отзыв?)

  1. Анна (Крылья)

    Свет, прямо, дыхание хочется затаить. Такая история, такие древности, такая природа… И мало людей. Можно постоять, подумать о вечном, подышать чистым воздухом. Здорово !

    Ответить

  2. Наталия Балабанчук (SisterCraft)

    Свет, это у вас прямо вот так есть такие древние красоты????? ухх…

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Да, совсем близко — примерно 12 км. Как-то раньше всё такое казалось далеко. Приезжайте в гости)).

      Ответить

Ваш отзыв