Ковры из Пирота: говорящие орнаменты

11 комментариев

Pirotski cilim, пиротский чилим, пиротский ковер

Давно уже я подступаюсь к сербским орнаментам, хочу подготовить хороший материал, но ещё не время, ещё вникать и вникать.

А вот о необычных говорящих узорах пиротских ковров (пиротски ћилим) я хочу сегодня рассказать. Искусство ткачих (ткаља) из Пирота — важная область на карте декоративно-прикладного искусства Сербии. Кстати сказать, это территория, полная загадок. Одна из загадок — в конце статьи. 🙂

Чем знамениты пиротские ковры помимо ярких запоминающихся узоров?

Они имеют 2 лица — две одинаковые лицевые стороны.

Pirotski cilim bombe u pregradama

Источник

Плотность ковра такова, что пролитая на него вода не достигает пола. Изготавливались пиротские ковры только из шерсти овец особой породы — праменка («прамен» переводится как «локон»), которые разводились на склонах горного массива Стара Планина.

По оценке этнологов, пиротский чилим — это одна из жемчужин сербского культурного наследия. Настоящие ковры стоят очень и очень дорого. Практически в каждом музее страны есть «представители» этого семейства, а элементы узора в какой-то мере переходят в национальные символы, отличительные признаки принадлежности к сербской культуре.

Pirotski_cilim_Kralj_Aleksandar_11_Nov_1930_kral

Источник

В 1914 году в Пироте насчитывалось более 5000 ткачих, причём многие из них копировали известные узоры, но настоящее их значение передавалось не каждой и, как правило, в зрелые годы. Считалось, что чилимы отклоняли негативную энергию и лучились позитивной энергией, и ключ «хорошей работы» ковра состоял в использовании правильных символов.

  • Самый старый пиротский чилим из коллекции этнографического музе в Белграде датирован 1811 годом.
    1877- 1907 — годы, когда использование пиротских ковров было особенно престижным, когда они украшали приёмы и официальные мероприятия, королевские и архиерейские резиденции и государственные учреждения.

Ковры участвовали во многих международных выставках, их дарили как дипломатические подарки высшего уровня… но сегодня мы попробуем воссоздать по крупицам (честное слово, по крупицам) значение узоров, и в какой-то мере научиться их расшифровывать. Думаю, это полезное умение для тех, кто хочет прочувствовать сербскую культуру во всей полноте.

О себе могу сказать: когда-то я не испытывала симпатии к сербским узорам и орнаментам (какие-то представления в воздухе витали). А сейчас всё по-другому. Почувствовала новую грань красоты. 🙂

Загадки мастериц из Пирота

Одна из главных загадок — когда же возникли орнаменты пиротских ковров? Известно лишь, что расцвет ремесла приходится на 19 век, но ковроткачество в этих местах существует издавна, при этом над Пиротом, над Сербией вообще всегда вились как восточные ветры из Османской империи, так и западные — из Австрии, Франции, Германии… Что привнесло в узоры коренное население (староседеоци)? Что является более поздним влиянием? В какой мере характер и творческая жилка каждой ткачихи влияли на её произведение? Где ткачиха следовала правилам пиротского ковроткачества, а где позволяла себе что-то выдумать? Всё это, по большей части, вопросы без ответов.

Дочка с голубем на руке

Влияние Востока

По мнению некоторых искусствоведов, основная часть орнаментов, которые представлены на пиротских коврах, имеет всё же восточное происхождения — одинаковые мотивы прослеживаются в коврах турецкого, персидского, кавказского происхождения, сходные формы использовали также ткачи Индии и Китая. Если говорить о первых трёх мусульманских странах — их влияние неоспоримо. При этом в немусульманской стране мотивы трансформировались самым удивительным образом.

Изначально на Старой Планине ткали одноцветное полотно, которое находило своё применение в домашнем хозяйстве, а также, в силу географического положения на перекрёстке торговых путей — в снаряжении караванов.

Поскольку овцеводство процветало, и потребность в качественных тканях, покрывалах, подстилках была велика, мастерицы из района Пирота часто выполняли заказы со стороны или же посылали партии своего товара на продажу, часто — далеко-далеко. Так возникла необходимость отличаться, необходимость в «фирменном знаке» — и ткачихи начали ткать ковры и покрывала с небольшим узором, с символом — знаком своего отличия. А в ходе выполнения заказов из стран Азии, какие-то узоры и мотивы «одомашнились» и стали применяться вне изначального значения.

Так, коврики для мусульманской молитвы с мотивом «ниша», который указывал направление в сторону Мекки, стали постепенно превращаться в коврики для внутреннего применения с мотивом, который получил новое название — кућица (домик), иконица (иконка), огледалце (зеркальце).

Восточный мотив

Источник

Мотив со скорпионами превратился в оленя в зеркальце (јеленак у огледалцу) — и носил он теперь чисто декоративный характер.

скорпионы

Казалось бы, изначальные религиозные мусульманские мотивы теряли своё значение — и это не радует, как всякая потеря . Но интересно то, что мотивы приживались на новой земле, происходила их трансформация, и в итоге символы в большинстве случаев со временем наполнялись совершенно иным значением. Потому так интересно наблюдать этот процесс, стараться почувствовать, что важно для того или иного народа.

Получается, что на пике своего развития и славы, в конце 19 — начале 20 века, пиротские ковры стали гораздо более сербскими, чем изначально, когда заимствования мотивов ещё не адаптировались, не переплелись с более ранними символами, не наполнились новым смыслом.

Узоры и мотивы пиротских ковров

Время донесло до нас пиротские узоры и — частично -значения элементов, из которых они состоят. Так что в той или иной мере мы можем «читать ковёр» пусть не как книгу, но как величальную грамоту, заговор-заклинание или что-то ещё.

Шаре су вековни симболи. Сви који су се бавили пиротским ћилимом истраживали су како је која шара настала, али оне су енигма као ДНК. Неко верује, неко не верује. Ја сам милион пута закључила да ћилим није само оно што голим оком видимо. Славица Ћирић.

Перевод: Узоры — вековые символы. Все, кто кто занимался изучением пиротских ковров пытались исследовать, каким образом появился какой узор, но они — загадка, как ДНК. Кто-то верит, кто-то не верит. Я уже миллион раз сделала вывод, что ковёр — не то, что видно невооружённым глазом. Славица Чирич, основатель ныне существующего товарищества ткачих «Дамско срце» в городе Пирот.

Известно 95 элементов узора пиротского ковра. Их внешний вид и географическое происхождение защищено специальным государственным знаком “Pirotski ćilim”. Кроме того, пиротское ковроткачество включено в список нематериальных культурных богатств Сербии.

Все элементы перечислены в Википедии. К сожалению, там нет картинок. Ниже мы приведём те иллюстрации, в которых мы уверены. Они уже позволяют понять основное назначение большинства пиротских ковров времён расцвета ковроткачества.

kornjača (черепаха) — символ долгой жизни в счастье и благополучии, а также символ единства семьи, в которой каждый знает своё место.

Пиротски чилим - черепаха

Черепаха реже используется как одиночный символ (скорее, в сувенирной продукции), чаще это серия символов:

Kornjaca

Кроме того, черепаха представлена и на современном гербе города Пирота:

Пирот

Древо живота (дерево жизни) — дерево надежды и стремления, дерево изобилия, дерево Божественного присутствия. На первой картинке ниже оно расположено в центре напольного ковра.

Serbia_оrnament_Drevo_zivota

Дерево жизни на пиротском ковре

Gugutke (горлицы) — символ, который приносит удачу и радость

Пиротские ковры, гугутка-горлица

Тиће (птицы, источником которых, скорее всего, послужил «шишмиш» — летучая мышь, магический символ) — символ движения вперёд (прогресса) и счастья.

Орнамент птица

Гуштер (ящерица, прослеживается модификация дракона) — «перца и шапа» (перья и лапы) отсылают к этому образу. Значение — ? 🙂

Гуштер орнамент

Софрица — модифицированный дракон. Значение — ? 🙂

Орнамент софрица ли?

Софра (обеденный стол)

Орнамент софра

Kondićeva šara (Кондичев узор) —  защищает от сглаза

Кондићева шара, Пирот

Svekrvin jezik (свекровнин язык или расцветший кактус) — невеста превращает колючки свекрови в цветы /пока без иллюстрации/.
Рашићева шара — поздний декоративный элемент, который принёс вместе с ковром из Дагестана полковник Рашич. Применяется часто, смысловая нагрузка вряд ли есть.
Rashiceva shara
vraškо koleno (вражье колено, колено дьявола) — сильный оберег, узор, который имеет как бы «третий глаз». Он сопровождает хозяина ковра в путешествии и бережёт его дом, не позволяя никому вмешиваться в его жизнь.

Врашко колено орнамент

Бомбы (первоначальное название — французский узор) — символы мужской силы. Ковры с этим символом дарят новорожденному мальчику или мальчику, который стал школьником.

Бомбе орнамент

Venci šara — узор «веночки» — символ славы и слаженности, ковры с этим узором часто дарили молодым в день свадьбы. Считалось, что владельцы ковра с этим символом успешны и постоянно имеют повод праздновать и благодарить.

venci na direci орнамент

Đulovi (розы) — символ женской красоты, причём Đulovi na direcima (розы на ветви) — указывают на красоту замужней женщины:

Djulovi na direci орнамент

а razbacani Đulovi — на красоту незамужней девушки.

Dјul узор Пиротского ковра

litije — элементы священного шествия: хоругви или опахала, защищающих священный сосуд, символизируют присутствие духовных сил.

Litija орнамент

kuveri (koferi) — сундучки с жизненной энергией, с материальным и нематериальным богатством. Владелец ковра с таким сbмволом всегда возвращается назад /домой/, но смотрит вперёд /в будущее/. Иллюстрация в режиме «предположение».

Предположительно орнамент "кувери"

Или вот это «кувери»?

Узор из Пирота

Кто сможет узнать точнее — пишите! 🙂 У меня пока всё, хотя кажется, что это совсем ничего. 🙂

В заключение — пара картинок о ковроткачестве в Пироте

Кстати, вы знаете, что ткацкий станок называется «рАзбоj»? Конечно, не от слова «разбой», а от слова «»бОjа» — цвет. Распределение цветов.

Пиротские ковры

Источник

Сербские ковры из Пирота

И — загадка для тех, кому интересно 🙂

Давайте разгадаем послание этого ковра!

Сербский ковёр, Пирот

Спасибо за внимание! В этом году мы наверняка съездим в Пирот и проедемся по его живописным окрестностям, и наверняка — вместе с нашими гостями. 🙂

Автор: Светлана Ранджелович, сайт Ваша Сербия
За помощь с фотографиями благодарю Владислава Шмидта

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

11 комментариев (+Ваш отзыв?)

  1. Тањица

    Поштована Светлана,

    Шара коју сте приказали на слици није кувери већ краљичин рукав и користи се на унутрашњем ћенару тј. бордури ћилима: http://44serbia.ru/wp-content/uploads/2017/01/Uzor-iz-pirota.jpg

    Ћилим са називом кувери (сандуци) се састоји из више елемената, то није само један мотив — састоји се од правоугаоника у којима су већи атаподи (октоподи), а оквир кувера попуњавају мањи атаподи, кувери су раздвојени очилима (наочари); на плочи ћилима на слици су корњаче:
    https://scontent.fbeg4-1.fna.fbcdn.net/v/t31.18172-8/12593897_1761602414051608_1412026781437653725_o.jpg?_nc_cat=103&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeEQvel59qDnsWGkUTPh-jj9kcAz7Wb_crCRwDPtZv9ysIjtLMKzrrtOReAJUxmvfYo&_nc_ohc=6Z8BUD9Jf0cAX8h34EZ&_nc_ht=scontent.fbeg4-1.fna&oh=00_AT_ZzKRNHDYFHA2kMaPlp6fAIhskLkwmo0SCnq51M3imMw&oe=62B9B023

    Елаборат о географском пореклу Пиротског ћилима: https://www.zis.gov.rs/wp-content/uploads/G-37-Pirotski-cilim.pdf

    Иначе, фотографија ђулова коју сте користила је моја, тако сам уствари нашла ваш блог.
    Мој фејсбук: https://www.facebook.com/TanjicaPhotoArt

    Свако добро,
    Тањица

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Поштована Тањица, много захваљујем за сви ови појединости. И, наравно, за вашу фотографију! Веома тешко сакупљала сам податке, зато сасвим могуће да има грешака. Кад будем могла хоћу да проверим све поново, јер године су прошле)))) Велико вам хвала!

      Ответить

  2. Татьяна

    Здравствуйте, Светлана! Зачиталась Вашей статьей — очень интересно! Разгадать послание ковра мне не по силам, но вижу, что символы счастья и благополучия представлены в изобилии 🙂

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Татьяна, большое вам спасибо за тёплый комментарий! 🙂

      Ответить

  3. георгий

    Многоуважаемая Светлана, доброго Вам времени суток! Сегодня у нас с утра появилось солнышко, которое будет, очевидно, разогревать наши души и тела после завершившейся зимы, пусть и хорошей, однако холодной и длительной. Символично, что с солнышком, поднявшимся из-за горизонта, пришло и Ваше солнечное письмо со столь красочными материалами о сербских орнаментах и узорах, так любимых Вами. Благодарю за доставленную радость соприкосновения с богатой частью прекрасной народной культуры Сербии, ее красочностью, глубоким смысловым содержанием и практичностью при использовании в быту и на празднествах; возможностью передачи и сбережения, как части культурного наследия славянских народов. Отраженные на блоге материалы приводят ко многим размышлениям о сходстве образов природы, обрядов и технологий прикладного творчества и их различиях при использовании видео и фото изображений, рисунков и графики, и, что особенно важно, ткачества и вышивки. Склонен думать, что мы утрачиваем ныне умение видеть окружающий мир единым, передать это единство через присущую окружающему нас миру символичность. Поэтому, так нам трудно раскрыть содержание и значение изображений на килимах, вышивок на одеждах и других предметах быта. Вы правильно отмечаете эту ныне для нас загадочность, повествуя об орнаментах пиротских ковров и приводя в пример мнения авторов Бюллетеня Этнографического музея Белграда и учителя рисования Воислава Стевановича. 2017 год в России объявлен Годом экологии, что знаменательно, однако в прошедшем столетии знаменитый российский ученый Д. С. Лихачев обосновал и ввел в научную и образовательную практики, понятие — Экология культуры, что дало возможность в ряде высших учебных заведениях изучать студентам учебную дисциплину с данным названием. Действительно, охраняя природу мы сберегаем и культуру создаваемую человеком и охраняя культурные ценности мы напоминаем себе же, что они через образы, знаки и символы пришли из окружающего нас мира в котором мы живем, видя в этом и взаимосвязь и взаимозависимость, и их единство. Вы начали большое дело по возрождению забытого или утраченного, а главное побуждению, читающих материалы Вашего блога, к сохранению, а порой и спасению, самого человека, через культуру. Честь и хвала Вам! Ангел Хранитель, да пребудет с Вами! С признательностью к Вам и трудам Вашим, Георгий.

    Ответить

  4. Ольга

    Прекрасные ковры! А какие красивые комнаты на самом верхнем фото и потом там, где ковёр с древом жизни. Отличная статья!

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Ольга, спасибо, я очень рада, что тебе понравился рассказ о коврах. На самом верхнем фото — вообще княжеский интерьер, и согласна — очень красиво! А там, где древо жизни — это в отделении нашего городского музея, воспроизведена обстановка комнаты чиновника, который занимался сбором налогов. Спасибо, что заглянула! 🙂

      Ответить

  5. Женя Ясная

    Света, спасибо! Было интересно узнать о сербских орнаментах.
    Что до загадки, как я понимаю, ковёр подарен молодой семье с красавицей женой и защитником-мужем. Вокруг символы крепкой семьи, пожелания единства и благополучия. В центре символ от сглаза.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Женя, мне кажется, твоя отгадка — в самую точку! Ну и — рада, что художнику интересно. Спасибо тебе за отклик!

      Ответить

  6. Ольга

    Света, красиво. По-моему любая ручная работа — особенная. Нет двух совершенно одинаковых, даже если они по одной схеме изготавливались. Всегда хочется потрогать и почувствовать на ощупь то что видишь. Хочу в Пирот.

    Ответить

    • Светлана Ранджелович

      Оля, согласна. И правда на ручную работу, на её восприятие надо настраиваться. В идеале — что-то знать, хотя бы какие-то истории и сопутствующие обстоятельства — тогда это обогащает. Да-да, в Пирот. 🙂 И в окрестности — там столько всего… и по пути много интересного, даже просто проехать по Сичевачкому ущелью здорово, а там ещё всякие уголки…

      Ответить

Ваш отзыв