Биля Крстич — с любовью к народной музыке

1 отзыв

Bilja Krstic

Недавно в нашем городе прошёл концерт певицы (и больше чем певицы, скорее — деятеля культуры), которая занимается балканской этно-музыкой, то есть музыкой народов Балканского полуострова Били Крстич (Bilja Krstic, Биља Крстић). Это очень значимое событие для города, и, несмотря на то, что билеты были по здешним меркам дорогие (500 динар, т.е. примерно 250 рублей) — зал театра был полон.

Я не планировала записывать, и фотоаппарат у меня оказался с собой почти случайно, но не удержалась. Так что двумя записями я обязательно поделюсь, если вы не будете судить меня строго, особенно за видеоряд. 🙂

Биля Крстич, высокий авторитет в своей сфере, известна не только как собиратель и исполнитель произведений народной музыки «от источника», она пробовала себя и в других жанрах, но тяга «к источнику» победила. Одна из очень известных её работ, которую осуществила вместе с ансамблем «Бистрик» — это музыка к фильму «Зона Замфирова» — одному из самых популярных в Сербии.

Было очень интересно, что про каждую песню она что-то рассказывала — и этого хотелось: согласитесь, что для того, чтобы воспринимать народную музыку и встраивать её в свою картину мира, объяснения всё-таки нужны. А моя задача сейчас, раз я взялась писать о концерте, дать некоторое представление о самой Биле Крстич. Для этого я решила разместить перевод небольшого фрагмента её интервью: мы получим представление и о дискографии, и о тех, кто её вдохновил делать то, что она делает, и об отношении к  народной сербской музыке в наши дни… Единственное — я не буду перечислять все награды, которые она получила в разных странах и на разных фестивалях — их действительно много.

Bilja Krstic karta

Итак, несколько фрагментов интервью с Билей Крстич

(источник на сербском языке тут)

— Вы стали известны по вашей работе с традиционной народной музыкой. В какой момент вы ощутили, что именно этим вы хотите заниматься и хотите именно эту музыку донести до своего зрителя?
— Случайно открыла для себя певицу Марту Себастиан (Martu Sebastian, Sebestyén Márta), которая совершенно очаровала меня голосом и исполнением традиционных венгерских песен, которые она пела в 90-х годах. Я подумала: а ведь это именно то, что я хотела бы делать. И участие в одной передаче на телевидении РТС дало импульс к действию. Музыкальный редактор Аня Роглич пригласила меня спеть то, что я для публики ещё ни разу не имела случай исполнить. Помню, что в передаче участвовал дивный Цуне Гойкович (Cune Gojković), который искренне и тепло принял моё исполнение влашской песни. Так всё и началось, и вот я до сих пор из этого сияющего источника черпаю красивейшие песни для работы с оркестром «Быстрик».

— Вы создали с оркестром «Бистрик» 4 альбома, которые сильно различаются между собой. Какой из них, по вашему, более всего выделяется и какой особенно дорог лично для вас?
— Больше всех выделяется альбом «Записи» („Zapisi“), в который включены, в частности, песни из фильма «Зона Замфирова». Этот альбом, как говорят, с медийной точки зрения попал в точку. Открыл для нас много возможностей, повлиял на организацию большого числа концертов. Как вы знаете, этот фильм смотрят чуть ли не больше всех (najgledaniji film svih vremena), и когда тебе посчастливится создавать музыку к такому фильму — тогда ты действительно счастливчик. А для меня лично много значит последний «а капелла» альбом «Источник» („Izvorište“), я очень долго его готовила и довольна результатом.

— В како мере вы довольны тем, как обстоят дела с этно музыкой на нашей земле? Что бы, по-вашему стоило сделать, чтобы люди обратили больше внимания на традиционную музыку?
— Декларируется, что все за традицию и все её поддерживают. Но практика показывает, что всё совсем по-другому. Нигде в средствах массовой информации вы не увидите, что этой музыке предоставляется место — хотя бы столько, сколько уделено турбо-фолку. Культурные учреждения, в особенности министерство культуры, ничего не предпринимают для сохранения традиционной песни.
Этномузикологи держатся только за песни «в голос, из крика», как будто это единственный способ исполнения, бытовавший в народе. Политикам важна Гуча (фестиваль духовой музыки). И такими вот разъединёнными мы никуда не придём. Я надеюсь, что эта практика изменится, как меняется всё. Надеюсь, и у этно-сцене будет уделяться больше времени в СМИ, в культурных манифестациях, в организации выступлений.
— Да, а сейчас, по мысли одного известного представителя медиакультуры Драгана Кремера, фольклор жив и здоров в голосовых связках Били Крстич и в инструментах оркестра «Бистрик», и он современен и креативен, и никто не покусится на культурную самоидентификацию, пока вы это сохраняете.

Два фрагмента концерта

Хочу сказать, что в случае такой вот музыки живое исполнение и запись — это вообще небо и земля, вживую впечатление правда неизгладимое (я до сих пор пребываю где-то там), но всё же полторы македонские песни в записи я здесь размещу. Полторы — потому что от второй песни записалась половинка, но я не могу не разместить даже эту половинку — всё равно это всё дышит атмосферой прекрасного концерта, и песня очень уж хороша. И ещё раз — пожалуйста, не судите строго, я не планировала их не только выкладывать, но даже и снимать. 🙂

Македонская песня «Йовано, Йованке»:

И фрагмент ещё одной македонской песни:

Когда мы вышли с концерта, я спросила у мужа: неужели же так известны те песни, которые она исполняла — ведь среди них были и сербские, и македонские, и влашские, и другие — и все подпевали, целый зал. Он сказал, что то, что Биля Крстич сегодня пела, знают все. Хотя есть песни, которые она только вытаскивает «из глубины веков» — но это песни для другого раза: их можно найти на дисках и в Youtube.

Кстати, получается, что эта заметка — своеобразное продолжение статьи «7+1 совет тому, кто хочет познакомиться с сербской музыкой»>>

И, возможно, вам будет интересно: Сербские рождественские песни: тексты, ноты, видео>>

Спасибо за внимание!
Светлана Ранджелович, сайт Ваша Сербия

Сохранить

Один отзыв (+Ваш отзыв?)

  1. Ольга

    Я не могу считать себя большим любителем, или тем более знатоком народной музыки. Но отдельные моменты (перуанский Полёт кондора, украинский Щедрик) затронули до глубины души. И балканскую музыку слушала с удовольствием. Особенно люблю некоторые записи болгарской волынки — чудесно-расчудесно:) Теперь вот узнала про Билю Крстич, особенно меня трогает, что публика любит и знает свою этническую музыку!

    Ответить

Ваш отзыв