Загадочное старое кладбище в Раячких пимницах
2019-12-06
Немного истории достопримечательности, интересные места, История Сербии 1 отзыв
Какие только слухи не пересказывают про это кладбище. И что оно «од пре Христа» (ну то есть существует более 2000 лет), и что здесь похоронены крестоносцы, которые погибли в столкновении с сербами в этих местах, что здесь жил какой-то народ, о котором напоминает только кладбище (в Сербии, к слову, обычно не смешивают могилы людей разной веры, а часто и национальности, на одном кладбище) и так далее. В связи с тем, что форма и символика надгробных памятников очень необычна, народная фантазия расцветает пышным цветом, находя этому объяснения. Постараемся прояснить ситуацию, исследуя исследования. 🙂
Чтобы найтись на ленте времени, сразу отмечу — самый старый памятник на этом кладбище относят к концу 18 века, и таких памятников здесь почти не сохранилось. Кладбище функционирует и по сей день, так что узорчатый камень-пешчар и полированный мрамор часто стоят рядом. Но есть участки, куда даже пройти в наши дни трудновато.
Предлагаю рассмотреть старые памятники (ведь именно они привлекают взгляд) повнимательнее. И сразу отметить, что слов и букв на них или нет совсем, или встречаются они крайне редко.
Буквы, которые мы встречаем, начертаны чаще всего так неуклюже, что это даёт право думать: каменотёсы и художники по камню, скорее всего, были неграмотны. Буквы и слова при необходимости они переносили на камень «геометрически», как совокупность простых линий, и часто с ошибками. А если добавить влияние времени и непогоды, то становится ясно, что читать сохранившиеся надписи очень трудно.
Формы надгробных памятников
Если говорить о форме, то в основном мы обнаружим кресты, столбы и плиты.
Кресты
Кресты на этом кладбище чаще всего имеют рассечённые края. На крестах встречаются декоративные элементы — круги, розетки, зубчатые и зигзагообразные линии, геометризованная лоза, ветви, ломаные линии и косые зарубки. Часто это кресты-плиты с пробитыми отверстиями, которые собственно и превращают плиту в крест (они появились на переходе из 18 в 19 век).
Перевод: Такие памятники в облике креста, как на этом кладбище, весьма редко встречаются в Сербии. Необычность их в том, что они как бы и не имеют облика креста в привычном смысле, а скорее напоминают о нём. По сути это некий переход между стелой и крестом. Такое чувство, что стела только намекает на крест в различных обликах.
Есть несколько таких вариантов: а) с острыми веерообразными разделяющимися на три лучами; б) с полукруглыми веерообразными раздвоенными лучами; в) с полукруглыми четырёхконечными лучами; г) с круглыми четырёхконечными лучами. Все эти формы выглядят не только архаично, но и очень декоративно.
Столбы
Столбы «с шапкой» называют «капичары» от слова «капа» — шапка. Это каменные столбы, сверху которых расположена либо небольшая каменная плита, либо крест.
Предположительно памятники-капичары появились достаточно рано, с 1771 года, и просуществовали до конца 19 века. Почему именно столбы?
Судя по всему, капичары, как единственный в своём роде вид надгробного памятника, родились в точке пересечения нескольких влияний. Прообразами его явились, во-первых, римские стелы /в Сербии сохранилось много древнеримских захоронений/, во вторых — деревянные столбы, которые когда-то ставились на могилах (у валахов такой тип памятников сохранился до наших дней). В третьих — вероятно, повлияли некие праславянские обряды.
Плиты
Речь о массивных (а иногда маленьких, до 65 см высотой) вертикальных плитах, часто завершающихся крестом с короткими лучами и «яблоками» (узорными кругами-розетками) по краям. Есть предположение, что это сильно упрощённое изображение ангела.
Иногда можно встретить просто вертикальную плиту со следами надписи или знаков.
Горизонтальных плит в качестве надгробных памятников в Восточной Сербии нет.
Назначение надгробных памятников
По поверьям, проистекающим из язычества, считалось, что душа умершего обречена на блуждания. Чтобы перестать быть скиталицей, она может привязываться к растению, птице, животному, дереву и камню. Камень, обладающий качествами силы, твёрдости и долговечности, обеспечивал душе хорошее пристанище.
Существовало верование, что надгробный камень является своеобразным домом души, покинувшей тело. Таким образом наличие памятника было ей необходимо, а облик памятника (символика, защитные знаки) — обеспечивали душе тот уровень комфорта и безопасности, какой требовался по поверьям.
Надгробный камень, с одной стороны, обеспечивал душе умершего «жилище», а, с другой стороны, живым — память. Фактически памятник считался единственной материальной связью между умершим и тем, кто посетил памятник на его могиле.
Переход между земным и загробным в реальном материальном мире не существует, потому его можно было «наладить» только с помощью символов. Исследователей всегда занимал вопрос: что символично, а что декоративно? Что имеет смысловую нагрузку, а что является узором, «элементом дизайна»?
Символика и узоры
Ранние /из числа тех, что мы рассматриваем/ памятники были довольно лаконичными. Чаще всего на плите был изображён крест и окаймляющий орнамент. Изображение размещалось на западной стороне памятника, который устанавливался также с западной стороны могилы, в головах.
С 1800 года обработка поверхности надгробного памятника становится намного богаче. Большая или малая розетка постепенно начинает выступать за границу плиты, и иногда контур плиты начинает напоминать человеческий облик. Это отличает памятники Восточной Сербии. Они в какой-то мере напоминают праисторических идолов. Человеколикий облик считался в то время наиболее подходящим пристанищем для души.
Со второй половины 19 века плита претворяется в крест с едва обозначенными лучами, при этом на плите появляется изображение покойного (в Райце этого почти нет, зато есть в Брестовце, Метрише, Салаше). Из тех памятников, что мы видели, мы пока нашли только одно изображение лица (фото есть ниже, в перечне символов).
Растительные мотивы и богатство орнамента — особенность надгробных памятников в здешних местах. Камень выглядит буквально вышитым, сотканным или затканным узорами.
Возможно, из-за неполноты знаний живущего человека о мире мёртвых, мастер или заказчик памятника боялись недосказать, потерять что-то значимое для души, боялись, что что-то будет не учтено или забыто. Может быть, была ещё одна цель: отсутствие пустого места на памятнике способствовало тому, чтобы у тёмных сил не было лазейки…
Здешние надгробные памятники — настоящие произведения народного искусства. При их изготовлении использовался единый изобразительный язык, которые применялся во всех видах народного творчества. Так, например, обрядовый хлеб (колач) — украшается и по сей день теми же миниатюрными знаками, что и надгробный камень…
Была ли связь с известной Драгаческой школой резьбы по камню?
Можно предположить, что в эти места пришёл один или несколько мастеров Драгачевской школы каменорезания из Западной Сербии. Эта школа как раз была очень ориентирована на использование символики и богатой резьбы при создании памятников. Может быть, оказавшись востребованным, мастер работал много лет, обеспечив окрестные сёла памятниками, в том числе «за живот» — то есть сделанными заранее, при жизни. Таким образом человек обеспечивал себе «загробный дом», реализуя свои представления о жизни и смерти, фантазию, и, конечно, учитывая «модные тенденции». А тенденции были многообразны. Вот только часть элементов надгробных памятников, которые применяли выходцы Драгачевской школы могильного каменорезания — и их мы часто обнаруживаем на старом кладбище села Раяц:
— Крест,
— Повторённый крест,
— Крест с постаментом (подставкой),
— Многоконечный крест,
— Крест во взаимодействии с кругом,
— Другие представления креста (греческий, латинский, голгофский, андреевский, анкх, египетский, мальтийский, византийский, якореобразный),
— Крест и четырёхугольник,
— Рассечённым (узорный) крест,
— «Процветший» крест или крест с растительными узорами,
— «Клеверообразный» крест,
— Крест «с яблоками»,
— Особые знаки и символы,
— Астральные (небесные) символы,
— Человеческое лицо,
— Розеты /розетки/,
Предположительное и доказанное значение символов на надгробных памятниках
* Круг — голова,
* Птица и дерево — душа и крест,
Фруктовое дерево с корнями — свадебное дерево /на могилах умерших юношей или девушек сажали фруктовые деревья/,
Солнце и месяц — рождение и смерть (как возможная модификация; слева от Распятия месяц символизирует Ветхий Завет, синагогу, солнце справа — Новый Завет, церковь). Солнце издавна символизировало источник жизни, луна являлась хтоническим символом, имела отношение к подземному миру, давала плодность. Солнце вместе с луной напоминали о смерти и оживлении, новом рождении.
* Цветок или розетка — заместитель солнца, солярный символ,
* Розетка, роза во втором значении — символ души умершего у многих народов (хлеб на поминках часто украшали розочками, праздник мёртвых в Древнем Риме называли Росалиями),
* Квадрат или круг — Земля,
* Крест в квадрате или круге — связь Неба и Земли,
* Крест иногда обозначает голову или тело умершего,
* Крест в дохристианские времена символизировал ветер, ураган, дождь и солнце,
* Крест в христианские времена — символ смерти и воскресения,
* Свастика (изображённая по направлению движения солнца, с лучами по часовой стрелке), как символ, вобравший в себя спираль и крест, — самый старый символ солнца, цикличности рождения.
* 2 спирали — жизнь и смерть,
* Треугольник, в том числе с тремя привязками — связан с 3-главым хтоническим божеством, чья сила считалась защитной,
* Листья, гирлянды из листьев, лоза — символы Рая,
* Плющ — символ цикла смерти и рождения.
В окрестностях города Неготин (где находится Раяц) кладбищ с такими необычными объектами несколько. Самый старый объект датируется 1798 годом.
Есть мнение, что переход от лаконичной монументальной формы более ранних памятников к богатой орнаментике является уходом от смысла памятника, своего рода декадансом, поскольку орнамент соответствует и отвечает психологическим и эстетическим склонностям на нижней ступени культурного развития. Это одно из мнений. Так или иначе, надгробные памятники в Райце и ближайших к нему (и к Неготину, как столице округа) сёлам вызывают большой интерес и желание раскрыть их тайну. Почему-то не покидает ощущение, что есть ещё что-то, что мы не приняли во внимание. И есть желание понять, как воспринимали люди жизнь и смерть, чего они боялись и на что надеялись.
К слову, места, на которых находятся кладбища, никогда не выбирались случайно. Они были привязаны либо к церкви (существующей или когда-то существовавшей), либо к культовому (сакральному) месту, может быть даже языческому. Часто кладбища располагались на холмах, и наряду с тем, что холмы могут быть природного происхождения, допускается и то, что что холм является «горой гробов». Судя по всему, в Райце речь идёт о природном холме как сакральном месте. Интересно, что кладбище соседствует с пимницами, в которых хранится вино (они также расположены на холме над селом).
К счастью, каким бы заброшенным ни выглядело кладбище, есть информация, что все памятники записаны и зарисованы этнографами, так что путь старого кладбища по земному лику продолжается. А каждый визит туда затрагивает и мысли, и чувства, и особенно — эстетическое чувство, исследовательский инстинкт и желание не потерять связь со своими корнями.
Посетить старое кладбище можно в рамках поездки в Раячке и Роглевачке пимницы или в рамках специальной поездки по загадочным местам Восточной Сербии.
Благодарю за помощь в работе др Миодрага Велојића и Бобана Олујића.
Использованная литература:
- N.Dudic «Stara groblja i narodni belezi u Srbiji» B., Prosveta, 1995
- M.Draskovic «Kultni simboli u rajackoj nekropoli», casopis «Razvitak» №6, 1968
- D.Stefanovic «Seoski nadgrobni spomenici u Krajini», casopis «Razvitak» №4-5, 1965
Автор текста и фотографий: Светлана Ранджелович, сайт 44serbia.ru
Илья Иванов
2019-12-22 06:15
Да, местечко и правда странное, загадочное и со своей историей…Необычно, но в то же время и интересно.